Перегляд одного допису
Старий 10.12.2016, 10:40   #295
Валерий ua
 
Аватар для Валерий ua
 
Реєстрація: 20.01.2007
Звідки Ви: Ненька Україна м.Чернігів
Дописи: 6.013
Blog Entries: 4
Дякував: 7.329
Дякували 20.641 раз(и) в 4.220 повідомленнях
Славетна історія України

Дмитро Корчинський


Аналогом чорнобильської катастрофи для СРСР, був великий українець Філон Кміта Чорнобильський для Московії XVI cт.
Він спалив Чернігів, який тоді був під Москвою та 2000 " дєрєвєнь " безпосередньо в підмоскoв'ї.
Потрібні пам'ятники у Славутичі, Чернігові, Острі ( позаяк він був Остерськім старостою) та згодом у Москві.
Гадаю, вшанування його пам'яті треба починати з Остра.
В. Артеменко уклав коротку довідку за цю велику людину:
Повний текст
Украинский шляхетский род Кмитов герба Радван щедрий (Хоругви Кмитов) происходит с Подолья.
Каспер Несецкий сообщает родовую легенду, согласно которой предок рода Кмит, преследуя вражеского хорунжего добыл от него две хоругви и представил их своему господину.
Как землевладельцы (земяне) Кмиты известны на Брацлавщине с 1431 г., когда один из них был упомянут в межевом акте, как свидетель.
Генеалогическая традиция сообщает:, что род Кмитов вышел из Подольской земли.
Александр Кмита, был гетманом у Свидригайла, который дал ему Винницу. Александр Кмита Вороновицкий имел семерых сыновей.
Кмита Александрович был черкасским наместником в 1434 г. По другим данным Александр I Кмита и был этим черкасским наместником.
Кмита II Матвей был винницким наместником в 1487-1489 гг. затем – наместником в Черкасах, Путивле, Киеве.,По другим Матвей Кмита был винницким старостой и киевским воеводой (до 1492 г.), в 1483 г. он оборонил Черкасский замок от нашествия Менгли-Гирея, за что король и великий князь Александр даровал ему черниговское и любечское староства. Король Казимир назначил его черкасским воеводой. Когда Чернигов был взят Москвой Матвей Кмита умер, заточенный московитами в башне.
Брат Матвея – Бык Александрович Кмита «держал» винницкое наместничество в 1490-1494 гг.
В 16 ст. влияние Кмитичей на Брацлавщине заметно уменьшилось, хотя они и оставались одним из наиболее могущественных местных родов. Кмиты владели землями на Синей Воде, посторили там ряд замков, среди которых – Пиковский, также - укрепление в Глинске (на Левобережья, около Ромнов), который вскоре стал собственностью Горскмх – родственников Кмит.
Сын Матвея – Семен (Сенько) был наместником в Киеве и гетманом черкасских казаков, был первым ротмисторм киевских казаков. У Семёна Кмиты и Татьяны Крошинской были сыновья:
Первый – Филон Кмита, (родился около 1530 г.), о котором наш рассказ.
Второй – Христофор – овручский староста.
В 1562 г. Филон Кмита был назначен старостой остерским. Староство в Остерской волости, входившей в Киевское воеводство и принадлежавшей великому князю литовскому было учрежено около 1522 г. – староста считался арендатором и управителем великокняжеских земель.
Еще в 14 ст. Сіверщина –земли по реке Десна вокруг Новгород-Сіверского (современная Черниговская обл. Украины, а также Брянская обл. московії и Гомельская обл. Белоруссии) вошли в состав Великого Княжества Литовского . На долгое время земли Северщины стали предметом конфликта между Литвой и московией.
Когда, врезультате ряда собитій, Остер стал пограничной крепостью, граница между Литвой и Московией подошла к Десне с востока несколько севернее Остра, а в междуречье Десны и Днепра терялась в болоте Выдра. Ближайшим к Остру пограничным пунктом с московской стороны стал Моровск. Даже после установления мира выходцы с московской стороны спускались в лодках по Десне и грабили прибрежные поселения на литовской стороне, а взятых в полон вешали (Карамзин). Беспокоили край и татары. Союзник московского князя крымский хан Менгли-Гирей в 1494 г. опустошил всю Киевщину по р. Десна. Татары угрожали появлением «с поля» постоянно, так что жители Остерщины боялись обрабатывать земли уже в «трех милях» от замка (Польская миля – 7 верст, ок. 7000 м. но в ходу были и другие «мили» - от 2500 до 3700 саженей, 1 польская сажень – 1,7 м).
В те неспокойные годы Остёр был важнейшей пограничной заставой Великого Княжества Литовского на его юго-восточных рубежах – против татар и Московии. На Остерщине сходились две важные дороги: московская в Киев и татарская – на Беларусь. В 1539 г. староста Ольбрахт Гаштовт на старом остерском городище при «божнице Юрия» - где р. Остер впадала в Десну, начал ставить деревянный замок. Тот имел 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину, стены и башни были выстроены из сосны. С севера замок окружал вал с дубовым палисадом, а с северо востока – доступ затруднял обрывистый берег Остра. Сохранилось описание вооружения остерского замка 1552 г.: «бронзовых орудий – 4, серпентин (малых пушек) – 2, гаковниц – 38, запас пороха, селитры серы. Заведовал артиллерией «пушкарь Станислав из Цеханова». Защита замка была возложена на остерских бояр и мещан. Каждый из них был обязан иметь ружье, 150 пуль и 3 фунта пороха. Также мещане вносили деньги на содержание сторожей замка, а бояре – сторожей у ворот. Ремонтировать замок должны были вместе мещане, бояре и их люди.
В 1562 г. уже при Кмите в замок из Вильна было доствлено оружие, боеприпасы, воинское снаряжение. Но сам замок, стоящий «в двух верстах от Десны» не мог препятствовать московским людям спускаться рекой с целью грабежа. По королевскому повелению Филон Кмита выстроил новый замок (завершен в 1571 г.), он стоял над Десной, «с востока его прикрывало оз. Деснянское из которого вытекала река Поповка, протекавшая посреди города и за городом, впадавшая в Десну». В 19 веке через Соборную площадь Остра шел земляной вал с обводненным рвом, возможно соединявшим Поповку с Десной. Ученые-краеведы полагали, что замок находился на «Поповке» - на месте современной усадьбы школы № 2. В замке стоял гарнизон из 150 драбантов (драбов).
Когда в 1561 г. надворный гетман литовский Григорий Александрович Ходкевич был послан с войском в Лифляндию, которую оккупировали московские войска, он вместо того что бы ударить на них, начал переговоры с московским воеводой Челядниным «как православный с православным»… Как следствие московиты ударили первыми, взяли Витебск и Полоцк. Началась очередная война между Великим княжеством Литовским и Московией.
Филон Кмита стал одним из ее героев с литовской стороны. В 1562 г. около Чернигова, он во главе трехсот всадников, в числе которых были и любечские бояре – 25 всадников с их людьми (почтовыми) разбил двухтысячный отряд московских войск. Получив подкрепление Кмита во главе отряда из тысячи четырехсот всадников взял штурмом и сжег Чернигов. Вместе с ротой Острожского победил втрое больший московский отряд князя Мещерского. С тысячью всадников осуществил рейд к Стародубу, возвращаясь разбил московский отряд на реке Снов.
В январе 1564 г. Кмита защищал с юго-запада наступление главных сил войск Великого княжества Литовского под командованием Николая Радзивилла на Полоцк. Используя победу Николая Радзивилла над Иваном Шуйским в Ульской битве (Битва при Чашниках) Филон Кмита с небольшим отрядом в 200 воинов не допустил соединения войска князя Петра Серебряного-Оболенского, которое двигалось к Орше из Вязьмы, с войсками Ивана Шуйского. Во время битвы, которая произошла 2 февраля 1564 г., вынудил князя Петра Серебряного-Оболенского отступить от Орши к Смоленску. Летом 1565 г. во главе 1600 всадников вступил в Северскую землю и взял Почеп.
В 1566 г. Сигизмунд II Август привилегией, выданной в Бельске (месте пребывания короля) произвел с державцей (арендатором) Чернобыля - ротмистром Филоном Кмитой «замену» аренды на Литын. Фактически, король пожаловал Чернобыль Кмите во владение - за военные заслуги и взамен за потерянные Кмитами северские земли. Тогда в Чернбыле – у моста стоял небольшой замок (основан в 1548 г.) с двумя башнями и из 18 городней (срубов стен). От названия Чернобыльского замка и происходит вторая часть его фамилии (придомок) – Кмита-Чернобыльский. К слову, за владение это Кмите пришлось немало побороться с овручанами» - собственно, с родным братом… С 1566 г. Кмита — Оршанский староста, он перебирается в Оршу,. В 1568 г. Кмита c четырехтысячным отрядом воевал на Смоленщине, разбил часть смоленского гарнизона, осуществил рейд на Вязьму.
Мстя московитам за отца, воюя с жестоким и беспощадным противником, Филон Кмита действовал по Писанию (которое, судя по письмам, знал неплохо) – «око за око, зуб за зуб». Война настолько истощила сопредельные земли Литвы и Московии, в том числе – Северщину, что в 1570 г. стороны были вынуждены подписать пермирие на 3 года. В 1571 г. на разоренных войной землях вспыхнула эпидемия морового поветрия, а голод сопровождался каннибализмом. В 1577 г. король Польский и Великий князь Литовский Стефан Баторий направил Оршанскому старосте Филону Кмите-Чернобыльскому окружную королевскую грамоту, в которой запрещал пограничным жителям совершать рейды в пределы Московского государства.
В 1579 г. отряд под командованием Кмиты-Чернобыльского осуществил поход на Смоленск. В 1579 году когда Стефан Баторий взял Полоцк, Сокол, Велиж, Усвят и Великие Луки, кмита был участником этого похода. Польские и литовские отряды разоряли Смоленщину, Северскую землю, Рязанщину, юго-запад Новгородчины, разоряли московские земли вплоть до верховьев Волги. Литовский воевода Филон Кмита из Орши сжёг в московских землях 2000 сел и захватил огромный полон. Литовские магнаты Острожские и Вишневецкие с помощью лёгких конных отрядов разграбили Черниговщину, в 1579 г. Чернигов был сожжен еще раз. Конница шляхтича Яна Соломерецкого разорила окрестности Ярославля.
За успехи в войне Филон Кмита в 1580 г. был назначен смоленским воеводой (лишь титулярно) и стал сенатором Речи Посполитой. Во время похода Стефана Батория в 1580 г. на Великие Луки Филон Кмита-Чернобыльский с 9 000-м войском ворвался на Смоленщину, но был отбит и вернулся к Орше. После взятия Великих Лук назначен там наместником. В январе 1581 г. Кмита взял город Холм, провел рейд на Новогород Великий и взял Старую Руссу.
25-29 августа 1581 г. Кмита участвовал в рейле польного гетмана Литовского Кшиштофа Радзивилла на Ржев, тогда 7000 польской и литовской кавалерии едва не захватили самого Ивана Грозного, который находился Старице. Это событие описал современник – польский поэт Ян Кохановский в поэме «Язда до Москвы» (Рейд на Москву). Есть в ней и фрагмент, посвященный Филону Кмите. Это произведение дает нам представление об условиях той войны:
«Ale zaś na Starynie drogi złej użyły,
Topiąc się na niedźwiedzem niebespiecznem błocie,
Rzadko tam w której było bez chromego w rocie.
W Drogaczowieś odpoczął, i koniom i sobie.
Nazajutrz Filon Kmita, na posiłek tobie,
I Haraburda przyszedł; tam Mioza w swym biegu
Niehamowana płynie, a cerkiew na brzegu
Świętej Pokrowy stoi.»
«Potem, kiedy się wszystki już ściągnęły roty,
Rozbiłeś nad Uznorą swe białe namioty,
Któreś nazajutrz w polu Soroczyńskiem stawił,
Zaczem się też i Filon z ludem swym przeprawił.
Jużechmy z gęstych lasów, i z błot srogich wyszli,
Jużechmy na Tud stary, nad Lucesną przyszli.
Rzowski to tu już powiat, wsiami usadzony
Gęstemi: tuś ty znowu rozpuścił zagony,
Które się w ośmi zewsząd milach opierali,
I wielkie szkody mieczem i ogniem działali.»
«Pod Starycę, gdzie sam Kniaź natenczas strwożony
Z wojskiem swojem ulegał, i z miłymi syny;
A widząc gęste ognie i bliskie perzyny,
Tejże nocy żonę swą i kniazia Fiedora
Z żoną jego, i z bracią, z Staryckiego dwora
Do Moskwy wysłał, i sam barzo sobą trwożył,
I już był tylko w nogach nadzieję położył,
Zwłaszcza gdy Danił Murza od niego z Staryce
Do ciebie był ujechał, jego stróż łożnice.
Wtenczas Jelców budowny do czysta spalono,
Dworów i wsi kilka set w popiół obrócono
Od Staryce w kilku mil;»
В 1581 г. Кмита со своей хоругвью (50 всадников) принял участие в походе Стефана Батория на Псков. После заключения мира Филон Кмита остается старостой Оршанским и титулярным воеводой Смоленским до самой смерти – он скончался 29 ноября 1587 г. (1594?)
Филон Кмита исповедовал православие, был дважды женат, сначала на Настасье Горностаевне, вдове Григория Сангушко, затем – на Софии Ходкевичевне, дочери виленского каштеляна Григория Александровича Ходкевича. От второй жены он имел сыновей: Иеремию и Лазаря и дочерей: Софию и Богдану.
Дочь Филона – София, вышла замуж за Лукаша Сапегу, так Чернобыль прешел к ним. В 1626 г. супруги построили влозле замка костел и монастырь доминиканов, в котором впоследствии и были похоронены. Так как и костел и монастырь, впоследствии были пренескны, то имеет смысл увековечить память Филона Кмиты-Чернобыльского в Любече или в Славутиче.
Валерий ua зараз поза форумом   Відповісти з цитуванням