Январский таймень на Дунайце
Сергей Иваненко (Польша) zhuk@wp.pl

На "гловатицу" (тайменя по-польски) мои польские друзья звали меня уже давно. В конце концов мне удалось разгребсти свои дела и выкроить несколько дней. Наскоро собравшись (тем не менее захватив самое ценное - проверенные в "aktion" любимые спиннинги) 8 января я сорвался в Варшаву. Ежи с Петреком встретили меня прямо на перроне и через пару часов мы уже мчались по "закопянке" на юг. Ехали мы, конечно же, в самые рыбные места в Польше - на Дунаец и Попрад в Бескидах у самой ческой границы. Польшу я знал неплохо, но на Дунайце не был никогда и только лишь слышал рассказы поляков о ловле тайменя, форели и харуса на нахлыст и спиннинг в тех местах.
        Вечером прибыли на место. Переночевав в отеле, с самого утра мы двинули вниз по течению Дунайца, прочесывая спиннигами каждую впадину на дне реки, каждую излучину. Было сыро, но не морозно, ночью шёл снег, но сейчас было вполне сносно. Кое-где у самого берега на реке виднелась кромка льда, напоминавшая, что сейчас зима и мы не в Италии. Через полчаса усердной "зачистки", я словил свою первую рыбу. Форель, которая мне попалась, была, однако, слишком "короткая" - пришлось отпустить обратно. До того времени, как начало темнеть, я словил ещё 2 форели и тройку хариусов, примерно тоже было у Яцека, Петреку же не повезло - поймал только одного пстронга (так называют здесь форель), да и того "короткого", так что остался ни с чем. Однако с тайменем было глухо. Вечером, за столиком  в гостиничном ресторане, раздосадованный и подвыпивший Петрек предложил сдвинуть место лова на 30-40 км и поехать на соседний Попрад - ещё одну славную своими рыбными "запасами" бескидскую реку. Мы с Яцеком, тоже подвыпившие (но не раздосадованные), были не против - мол мастерам всё равно, где ловить, - на  Попрад, так на Попрад.
        Сказано - сделано. На следующее утро мы побросали снасти в багажник и извилистыми (хотя и живописными) горными дорогами поехали на Попрад. Эта река с её менее стремительным течением и бoльшими (по сравнению с Дунайцем) глубинами сразу как-то более пришлась нам по вкусу. Всё-таки Дунаец - это рай в первую очередь для нахлыстовиков. Не зря здесь ежегодно проводятся национальные чемпионаты Польши, а в 1999 году на Дунайце был проведён чемпионат Европы среди нахлыстовиков. Мы же - приверженцы спиннига - можем  иметь свои собственные предпочтения и, как кошки, ходим сами по себе! Уже после первых же забросов мы с Яцеком - мастерство всё-таки не пропьёш - почувствововали по мощному удару на спиннигах. К сожалению, обе рыбы сорвались перед самым срезом воды. Пройдя несколько километров, мы натолкнулись на место, где поперёк реки лежали два могучих дерева, за которыми вода, спадая, образовывала мини-водопад, взбивая клубы пены. Я забросил блесну. Когда она опустилась на дно, я слегка "подбросил" её вверх, легонько взмахнув кнцом спиннига и одновременно прокрутив катушку. Удар, который последовал в это мговение, был настолько резким и неожиданным, что спиннинг едва не выпал у меня из рук. Я сумел ещё раз прокрутить катушку и посильнее подсечь рыбу. Она рванула со всех сил в сторону противоположного берега. Леска (0.25 мм) опасно задрожала, но выдержала, тормоз катушки взвыл, а рыба с огромной силой рванула вверх против течения. В тот момент я уже знал, что это - "он".
- Только спокойно, - повторял  я себе. Друзья, увидев, что происходит, бежали ко мне по каменистому берегу. Петрек шарил в рюкзаке, видимо, в поисках багра. Рыба неожиданно изменила направление и понеслась прямо на меня.
- Иди вправо, против течения! - кричал Яцек и был прав. Слева находился мини-водопад из поваленных деревьев и как-раз туда-то и рвалась рыба. Я двинулся вправо, срезая угол, но тайменя по-прежнему не было видно. Неожиданно я заметил перед собой куст дикой лозы, который как-то надо было обойти. Я высоко поднял спиннинг - и этого хватило: таймень выскочил из воды как сняряд из пушки, сделал - ну прямо как в дельфинарии - стойку на хвосте и тяжело плюхнулся в воду. Через мгновение он снова рванул к противоположному берегу, но уже как бы на уменьшенных оборотах. Я подкурутил тормоз и попробовал подтягивать рыбу катушкой. Однако для этого было ещё слишком рано, недооценил я силы тайменя. Он словно включил следующую передачу и двинул с удвоенной силой по течению в сторону поваленных деревьев. Я упёрся ногами изо всех сил в огромный камень на берегу.
Какое-то время чаша весов неуверенно колебалась, склоняясь то в мою сторну, то в сторону тайменя. Казалось время остановилось. От напряжения у меня стали затекать руки, правой я уже, практически, не чувствовал совсем... И в этот самый момент рыба внезапно ослабила напор настолько, что я мог её подтягивать. Я немного отпустил тормоз. Когда таймень был уже на расстоянии 5-6 метров, он рванулась ещё раз, отчаянно пробуя удрать из последних сил, но тут же перевернулся на бок - сил уже не было. По немногу я подтягивал его к берегу и в конце концов вывел на песчаную отмель. Когда он был в двух метрах от меня, я впервые смог разглядеть его как следует и сердце снова снова заколотилось у меня в груди. Петрек уже заходил со стороны берега с багром в руках. Но я не хотел калечить столь достойного противника и крикнул ему, чтобы не смел бить моего тайменя крюком. Я обошел его со стороны воды, держа спиннинг в вытянутой всторону руке, чтобы в случае чего самортизировать возможный рывок тайменя назад в быстрое течение реки.
Когда рыба оказалась между мной и берегом на таком мелководье, что хребет уже был над водой, я быстро просунул руку ей под брюхо и рывком выбросил ею на каменистый берег. Величественное сальто, которое исполнил таймень, падая на берег, часто снилось мне потом. Успокоив рыбу, в соответсвии с местной традицией, я подрезал ей брюхо у передних плавников, чтобы спустить кровь. Плоскогубцами вынул крюк из пасти. Руки у мени тряслись ужасно. Яцек измерил рыбу - была 1 м 15 см длинной. Когда по возвращении назад в отель, мы взвесили тайменя на весах в кухне ресторана, в чем нам шеф-повар (тоже заядлый рыбак) никак не мог отказать, оказалась, что потянул он на 10 кг 800 гр.
На следующий день Петрек словил на Дунайце (из-за обледенения дорог на следующий день на Попрад мы не поехали) двух тайменей, каждого более 80 см длинной, чему был страшно рад, и мы тоже...
        От той памятной поездки прошёл уже почти год, а мы так и не выбрались больше на Дунаец, но что-то в последнее время не отпускает меня странное предчуствие, что вот-вот раздастся звонок и Петрек весёло скажет в трубку: - Честь, Сергией, ну што - едэм на гловатку?