ПОД ЗНАКОМ ULTRABAIT'а

Андрей Аникин (Somm) г.Киев somm@ukr.net

Действующие лица:

Serega - владелец Лэнд Нивера, автор гениальных расчетных формул для определения расхода горючего, весьма певучая личность и старший гуру зимней рыбалки.
Vic - выдающийся декламатор Леся Подервянского, губитель вольфрама, мормышкопроизводитель и младший гуру зимней рыбалки.
Somm - балласт.
Найда - любимая сука Пичугина (именно сука, т.к. любимая собака Пичугина - явно Чук).
Кобель - просто глупого вида кобель местного значения.
Дух Ultrabait'a - пронизывающий все и вся, неотступный как смерть аромат.
Окуни и проч.
Место действия - река Днепр, правый берег, где-то значительно ниже Киева.

Ультрабэйт - это такой типа аттрактант, вершина зловонного творчества британских нюхачей, рекламные мадригалы которому распевались еще перед тестированием в наших условиях. Как и у всякой приличной парфюмерии, запах Ультрабэйта многослоен. Известно, что не подвергшаяся кулинарной обработке рыба может пребывать в трех агрегатных состояниях - живая, дохлая и сильно дохлая. Так вот, первая нота запаха Ультрабэйта - это запах очень сильно дохлой рыбы. После того, как она выветривается, на первый план выходит вторая нота - запах текучей суки. И, наконец, третья нота, так сказать, бэкграунд вони - это очень тонкий и одновременно очень стойкий дух никогда не мытого, объевшегося полуразложившимся чесноком бомжа.
Невзирая ни на что, Серега с Витей ухитрились рассчитать все (или почти все, о чем ниже) правильно и приехали на мою клумбу как штык в 4.15, чем злостно нарушили правила проезда по мосту метро, по коему до 4.30 ездить запрещено. Переваливаясь с ноги на ногу в своем допотопном ватнике, я чувствовал на себе два брезгливых взгляда гуру, одетых в дорогущие баленовские комбезы, причем, как оказалось, один из них в нем мерзнет, а второй не мерзнет ни в чем, зато одевает шапку, даже когда выходит из машины по нужде. Витя мне пытался уступить переднее сидение, которое с некоторых пор представляет собой отслужившее стомато- (или гинеко-) логическое кресло. Я туда не влез и всю дорогу блаженно провалялся сзади, за что Вику отдельное персональное спасибо. Сначала, правда, валяться там мне пришлось недолго. Проезжая мимо заправки "Ярыло" перед тем, как вторично нарушить запрет на езду по мосту метро, Пичугин вскользь поинтересовался, нормальный ли там бензин и, получив невразумительный ответ, что вроде паршивый, двинулся дальше в надежде доехать до Корчеватого. Ну..., мы почти доехали, всего каких-то метров 800 не дотянули. Забегая вперед, скажу, что именно этих 15 минут нам и не хватило для того, чтобы поймать судака. Оказалось, что наши с Серегой музыкальные вкусы практически (учитывая 15-летнюю разницу в возрасте) совпадают на беду Вика, который любит ездить в тишине, попивая пивко. Ни того, ни другого Серега ему не дал, врубив Led Zeppelin и категорически запретив хлебать ячменный напиток. Тогда Вик, наивно пытаясь переорать Роберта Планта и последовавшего за ним Мика Джеггера, попробовал было декламировать "Гамлета" и "Данко" Подервянского, но тщетно. Даже сова, сидевшая на обочине, от этого с негодованием умчалась в ночь. Разбуженный в то время, когда я иногда только ложусь, я хотел было уснуть, но не смог, потому что на заднее сидение периодически накатывались волны легкого, едва уловимого, но в то же время предельно омерзительного зловония. Я тактично молчал, относя это зловоние на счет неумеренного пребывания в машине Чука или забытого после рыбалки где-то под сидением судака. Я тогда еще не знал, что это был Ультрабэйт.
Успешно объехав всех идущих синусоидальным маршем по дороге личностей, мы где-то в 7.30 прибыли. Оказалось, что уже рассвело, что дует колючий ветерок и что довольно-таки холодно и все тело "зябнеть и нямееть", а кроме того, толпа уже торчит на льду и кого-то ловит. Накормив устроившую истерику радости Найду костьми, мы выдвинулись в направлении толпы. Вик сразу туда пошел, а я решил понаблюдать за телодвижениями знатока этих мест и остался. После того, как Серега за 10 минут никого не поймал, я огорчился и пошел к Полосатому. Толпа, как оказалось, сидела на судака. Судаки, валявшиеся вокруг лунок, еще топорщили колючки, вяло виляли хвостами и клацали зубами, изрыгая невиданные проклятия, но мороз брал свое и их сильные тела покрывались смертной корочкой инея... Клев, увы, как раз кончился. Витька даже одного успел спустил. Я минут 10 без толку повозил по корчам силикониной, и тут меня осенило. Ну конечно! Ультрабэйт!!! Пройдя метров 200, я добрался к Сереге, и тут состоялся диалог человека, уже имевшего опыт общения с этим чудодейственным аттрактантом, и человека, не привыкшего рыться в чужих вещах. Примерно следующий:
- Сергей Юрьевич, не будете ли Вы столь любезны позволить мне воспользоваться Ультрабэйтом?
- Об чем речь, бери. Вон, в кармашке сумки.
- Ну не люблю я копаться в чужих вещах, дай мне его, вон же сумка в трех метрах стоит.
- Так возьми. В кармашке.
- Все же как-то неудобно.
- Давай-давай. Открывай. Так. Да, вот этот пузырек от галазолина в желтом кулечке. Ага.
Я не пролил Ультрабэйт. Я не размазывал его пальцами по виброхвосту. Я даже не трогал виброхвост. Я только открутил и закрытил крышечку. И тем не менее, до сих пор (прошло 35 часов) все, к чему я ни прикоснусь, воняет Ультрабэйтом, в метро вокруг меня 2 метра свободного места в час пик и моя супружеская жизнь на грани краха... С гордостью я вернулся в толпу. Толпа посторонилась. Нет, я не произвел на нее такого уж впечатления. Видимо, все же Ультрабэйт... Все, думал я. Каюк судакам. Однако результатом чудодейственного смрада стал лишь корч, да и тот был слишком брезглив и чистоплотен и сразу же отступил. Судак уже не клевал. Ни у кого. Клевал он только в предрассветных сумерках. И все. Мы вернулись к Сереге и тут же начал клевать окунь. Мелкий и средний, но все же кое-что. Кроме окуней, к нам прискакали Найда и Кобель. Они периодически гавкали и подворачивались то под руку, то под ногу. По словам одного деда, явно не знающего законы сохранения вещества, Найда ("оця гадська собака") съела у него трех судаков. При этом три судака плюс килограмм костей от Пичугина каким-то непостижимым образом не повлияли на силуэт Найды, которая размером примерно с большого спаниеля. Рыбу эти собаки не жрут, но мешают довольно-таки сильно.
Потом, пока первая нота Ультрабэйта еще не выветрилась, собаки убежали, окунь клевать перестал, и мы вернулись к Лэнд Ниверу. Там мы перекусили, немного половили царей и прочую срань. Собаки вскоре вернулись и получили свою порцию объедков. Они также показали наглядную картину того, почему иногда окунь вроде бы и клюет на мормышку, а подсечь его не получается. Не можете понять, почему? Бросьте голодной собацюре кусок лука. Она его на лету хватает и выплевывает с такой непостижимой быстротой, что поймать момент, когда лук у нее в пасти, совершенно невозможно. После хлебно-луковой закуски/тренировки хватательных рефлексов, когда уже на первый план вышла вторая нота Ультрабэйта, Кобель шумно задышал, впитывая в себя второй слой зловония, вспомнил о принадлежности Найды к противоположному полу и, ничтоже сумняшеся и подбадривая себя тявканьем, пытался ее отыметь.
В течение дня Пичугин показал себя с самой неожиданной стороны. У него, оказывается, есть голос и желание его временами применять. Он исполнил несколько вещей, несообразных с тем, что мы слушали по дороге. Вершинами его вокального творчества стали незабвенные суперхиты "Оранжевое солнце" и "Видно, не судьба, видно, нет любви, видно, надо мной посмеялся ты". Последняя песнь отчаяния была, видимо, вызвана тем, что очередной полосатый "поматросил и бросил" его мормышку. Не секрет, что чем гаже музыка, тем сильнее она въедается в башку, поэтому я нанес ответный удар: исполнил песню "И Ленин такой молодой" и насвистел "Сулико". Хотел еще исполнить одну из арий Михайла Поплавського, но для этого моих вокальных данных явно недостаточно, поэтому воздержался.
Тем временем немного заклевало. Сначала со дна и полосато-колючеперая мелочь, потом повсюду и все подряд. Даже хайло соблазнялось мормышками, особенно вольфрамовыми. У меня съело две и у Вика три или четыре, то есть все, которые были :( А может, не хайло, а обидная комбинация хороший окунь + кромка раковины дрейссены. Я все время стоял перед выбором: холостые подсечки или ампутация обмороженных конечностей в перспективе. Пытаясь балансировать на грани того и другого, я при первых признаках поклевки срывал с себя перчатки и вытаскивал очередного матроса. Потом вместо матроса клюнул боцман и я зубами стянул с себя левую перчатку... Лучше бы я этого не делал. Вам никогда не доводилось раскусить с малиной или шелковицей клопа-вонючку? Поверьте, теперь мне аромат раскушенного клопа покажется райской амброзией. На перчатке были следы Ультрабэйта...
Под вечер рыбалка, по крайней мере для меня, стала страшно интересной. Мы начали ловить окуня вприглядку. Это действительно страшно интересно. В том месте, где мы пробуравились, на дне лежало огромное, поросшее дрейссеной дерево. Между ветками, под стволом, рядом со стволом, короче, везде и всюду стояли окуни. Я так увлекся наблюдением за окунями, что по мне начали ходить синицы. Наблюдения принесли мне ценнейший опыт. Я понял, что многое из того, о чем раньше писалось и говорилось, в том числе и младшим гуру, правде не соответствует, по крайней мере для вчерашних условий. Накопив некоторое количество наблюдений, можно бы написать интересную и даже полезную статью. Я пока от окончательных выводов воздержусь, сначала нужно повторить то же самое при разных погодных условиях, а также понаблюдать за поведением рыбы при полноценной игре в рядом пробуренной лунке, а не при тех жалких подергиваниях, которые я изображал, когда всю лунку занимала моя харя в кепке.
Предварительные выводы таковы (без претензий на достоверность - нет статистики):
1) игра мормышки привлекает окуней не с 3-4 метров, как считается, а всего с 20-25 сантиметров. В пробуренной на расстоянии шага новой лунке совершенной другой набор рыбы и другой рельеф.
2) окунь, как правило, не поднимается за мормышкой, а спускается за ней. Много хваток было именно сверху вниз, ПОСЛЕ проводки и опускания мормышки.
3) Пауза в проводке (причем порядка 2-3 секунд) не то, чтобы недопустима, но даже желательна. Клев в эту паузу обычно объясняется так. Два-три, а то и больше окуней следят за проводкой мормышки и даже сопровождают ее, вяло шевеля плавниками. В момент паузы они очень медленно подвигаются ближе. Если окунь один или их двое одного размера, клевать они не будут. Если их несколько и крупный подплывает к мормышке с непонятными всем, в том числе и ему, намерениями, это провоцирует более мелкую на мгновенную и опрометчивую атаку.
4) Начало игры после остановки не привлекает, а отпугивает окуней.
5) Ультрабэйт, похоже, окуням до одного места. Они могут нюхать, осматривать и даже съедать появившегося под их носом мотыля, но больше, чем с 25 сантиметров не подходят. Да и клевало одинаково, что с мотылем, что без него.
Вообще, вчера окуни больше напоминали домохозяек, перед которыми проводит презентацию охрипший мерчандайзер канадской компании. То есть они периодически тыкались и даже попадались на крючок, но редко. Валявшиеся на песочке судачки метрах в двух от ствола дерева больше напоминали контингент партсобрания после тяжелого трудового дня. Они не интересовались ни мормышкой, ни мотылем и никак не реагировали не то, чтобы на мормышку, лежащую в 1-2 мм от их морды, но даже и на удары мормышкой по голове. Нависал я над лункой до самого сигнала "ДОМОЙ", обморозил палец, набрал полное пузо намертво примерзших льдинок, но ни о чем не жалею. Вы не можете себе позволить поехать среди зимы на Карибы и парить над коралловыми рифами? Не огорчайтесь! Просверлите несколько лунок над корчом и глубиной 1.5 - 2 метра, и получите такое же, если не большее, удовольствие. Все-таки это наша, знакомая рыба, а не какая-то капиталистическая срань. В результате мы все-таки кое-что поймали. Не много, но минимум килограмма по три-четыре каждый. Крупного ничего не было. А обратная дорога ничем, кроме зайца, которого Пичугин не смог переехать, и третьей ноты Ультрабэйта, омрачена не была. Рыбалка получилась!

ЗЫ: Забыл сообщить о новом смысле слова "нашел". Глядя на корявый плод эфиопова творчества, которым Витя вычерпывал шугу из лунки, мы с Серегой в один голос спросили:
- Где ты ЭТО взял?
- Нашел на Музычах, - сказал Вик.
- Рассказывай! - не поверили мы. - Нашел?! Наверное, кто-то потом долго искал.
- Да никого не было. Его даже снегом притрусило, - оправдывался Витя.
- А что ж ты судака в толпе утром не нашел? - спросили мы. - Их там много валялось. Все время следили, что ли?
После первого жалкого подобия утреннего клева и перед переходом к машине мы стали собирать рыбу. Даже у меня их было десятка полтора-два плюс густероид, а Вик насобирал только семь штук (и то я не уверен, что своих, а поймал вряд ли меньше меня). Я предположил, что остальных тоже кто-то нашел (может, даже я). Найда виновато потупилась. В дальнейшем слово "нашел" постепенно приобретало новое значение и выражения типа "Витя, я у тебя нашел мормышку (сигарету, бур, тот же злополучный черпак)" особого удивления не вызывали.
ЗЗЫ: Понюхал я сейчас свои перчатки и аж заколдобился...