Как отполировать гребной винт?
Е.ПОПОВ, КиЯ 2(132)88

        Коогда заходит речь о полировке греб-ного винта, многие любители считают, к сожа-лению, что это пустая трата времени и ненужная роскошь, не подозревая, что полированный винт дает ощутимую экономию топлива и до-полнительный упор. У окрашенного винта лопасти имеют значительную шероховатость поверхностей, что вызывает большие потери на трение и падение КПД винта. Уж если моряки признали целесообразным полировать винты больших судов в период между докованиями, выполняя эту работу частично под водой, то владельцу подвесного мотора заняться этим стоит непременно. Например, после полировки бронзового винта лесовоза "Селенгалес" уда-лось достичь экономии топлива до 4 %, на столько же винт стал гидродинамически более легким.
        В опытовом бассейне ЦАГИ были проведены сравнительные испытания окрашенных и поли-рованных гребных винтов с одинаковыми диаметром, шагом и дисковым отношением на моторе "Нептун-23". Эффективный упор поли-рованного винта при скорости 36 км/ч оказался выше на 8 кгс. Это эквивалентно увеличению мощности мотора на 10 % (2 л. с.).
        Лучше всего полировать винты при помощи быстровращающихся мягких кругов из фетра, войлока и сукна или двигающихся между двумя шкивами лент. На поверхность таких кру-гов или лент наносятся мелкозернистые абра-зивные материалы или полировальные пасты. На прогулочных судах обычно используются литые или сварные винты из мягкой (не закаливающейся) стали, сплавов меди или алю-миния, поэтому для их чистовой обработки (полировки) после опиловки напильником мож-но применять только мягкие абразивные мате-риалы, чаще всего-пасты ГОИ (Государст-венного оптического института). Эти пасты выпускаются в упаковке в виде тюбиков или в "кусках" трех сортов: грубая, средняя и тон-кая.
        Грубая (крупная) паста имеет светло-зеле-ный цвет; она позволяет снять слой металла толщиной в несколько десятых миллиметра. Применяется для удаления следов обработки поверхности режущим инструментом.
        Средняя (мелкая) паста зеленого цвета используется для снятия слоя металла, измеря-емого сотыми долями миллиметра. После обра-ботки поверхности на ней исчезают даже штрихи.
        Тонкая (микромелкая) паста имеет черный цвет с зеленоватым оттенком. Она служит для окончательной обработки, в результате которой поверхность приобретает зеркальный блеск. При полировании с этой пастой снимается слой металла в тысячные доли миллиметра.
        Пастам ГОИ, кроме деления на группы, присваиваются номера (марки), обозначающие средний размер зерен абразива в мкм: грубая паста - № 50, 40, 35, 30, 25, 20; средняя - № 15, 10; тонкая - № 7, 4, 1.
        Для обработки гребных винтов прогулочных судов достаточно использовать грубую и сред-нюю пасты ГОИ. Тонкую пасту применяют только гонщики - для винтов высокоскорост-ных мотолодок и скутеров.
        При полировке применяются смазывающие материалы, которые ее ускоряют, сохраняют остроту зерен, а также охлаждают обрабаты-ваемые поверхности. Это керосин, бензин, легкие минеральные масла, содовая вода. Для быстрой обработки стальных поверхностей в керосин добавляют 2,5 % олеиновой кислоты и 7 % кани-фоли.
        Если нет пасты ГОИ, то ее можно заменить масляной краской "окись хрома", которая раз-водится керосином.
        Для полировки винтов из латуни, бронзы и других металлов можно использовать крокусную пасту (окись железа), которая продает-ся в магазинах в готовом виде (в зубопротезировании она известна под названием "паста для золота").
        Для тонкой полировки годится порошок "Блеск", разведенный машинным маслом.
        Как подготовить винт к полировке? Сталь-ной винт большого диаметра удобнее очистить от краски, не снимая с вала. Старую краску можно снять при помощи паяльной лампы.
        Пламя лампы периодически приближают к по-верхностям винта и удаляют от них, совершая кругообразные движения, не допуская разо-грева металла до красного цвета. Краски и окислы можно удалить при помощи смывок "СД" и "КД>>, разбавителей и разжижителей красок - SR2, Р-5, Р-13, Р-14. Винты из спла-вов меди и алюминия следует обрабатывать только химическими препаратами!
        Смывки и составы наносятся тампонами (если винт небольшого диаметра, то он погру-жается в них). Выдержав 2-3 ч, смывки удаляются тампонами.
        Винты малого диаметра лучше снять с греб-ного вала.
        Пленки окислов с неокрашенных винтов снимаются при помощи специальных составов, затем поверхности нужно обязательно обезжи-рить ацетоном, бензином, этилацетатом, изопреновым спиртом, уайт-спиритом. техническим этиловым спиртом.
        Крупные царапины, раковины и другие изъяны на поверхности винта, которые невоз-можно снять полированием, надо заварить, запаять припоями или выровнять смесью эпоксидной смолы и металлического порошка, затем опилить или обработать на наждаке.
        Технология полировки несложна, требует лишь терпения и аккуратности.
        Большие гребные винты лучше закрепить в оправке к тискам или столу, а полировать их дрелью или другим инструментом, в патрон которых зажат, например, полировальный круг.
        Винты подвесных моторов удобнее держать в руках, полировальный круг закрепляется в патроне сверлильного станка или на оси электроточила.
        Нанеся микропорошок или пасту со смазывающе-охлаждающей жидкостью на поверх-ность полировального круга, полируют винт круговыми движениями (возможны и другие варианты: "елочка", "сетка" и т. д.), периоди-чески протирая поверхность мягкой ветошью.
        Если исчезли риски и другие следы меха-нической обработки, го можно считать, что полировка гребного винта закончена. Работая с вращающимся кругом, постоянно помните о технике безопасности!
        Окончательно удалить остатки пасты и дру-гих компонентов лучше всего ветошью, смочен-ной в керосине. После обезжиривания винт неплохо покрыть тонким слоем водостойкого лака.
        В заключение приводим рецепгы различных составов, заменяющих или дополняющих про-мышленные средства, применяемые при поли-ровке.
        Для удаления старой краски можно исполь-зовать 20-30 %-ный водный раствор едкого калия, едкого натра каустика или технической карболовой кислоты, который наносится тампо-ном (обязательно в резиновых перчатках!). Раствор размягчает краску через 10-25 мин, после чего поверхность многократно и тщатель-но промывают водой и сушат. Применяемые реактивы не влияют на металлы, за исклю-чением алюминия и его сплавов. Поэтому при очистке винтов из алюминиевых сплавов, как только обнажится поверхность чистого металла, следует немедленно прекратить смачивание рас-твором и промыть их.
        Для смывки нитроцеллюлозных, глифталевых и нитроглифталевых красок можно применять следующие составы (в процентах):
        - парафин - 20, ацетон - 40, лигроин - 40;
        - парафин - 10, ацетон - 60, бензол - 30.
        Смывку наносят на поверхность детали через 1,5-2 ч краска размягчается и ее легко удалить.
        Окисную пленку грязного темного цвета с алюминиевых деталей легко снять, протерев их раствором 50 г буры и 5 г нашатырного спирта в 1 л воды. Деталь покрывают этим раствором и после высыхания протирают сухой ветошью.
        Для очистки алюминия и его сплавов можно применять порошок из 40 г окиси магния и 60 г мела тонкого помола, хорошо растертых в ступе и просеянных через мелкое сито.
        Универсальную пасту для очистки металлов можно приготовить, растерев в фарфоровой чашке смесь из 50 г технического вазелина, 10 г керосина, 20 г мела в порошке, 20 г кремне-зема (кварцевый песок мелкого помола), 10 г порошка пемзы.
        Для полировки винтов и изделий из латуни, бронзы, алюминия и его сплавов, никелирован-ных поверхностей металлов применяется извест-ковая паста:
        - венской извести - 71,8 %; церезина- 1,5; стеариновой кислоты - 2,3; солидола - 1.5: скипидара - 22.9.
        Для полировки стали можно применить пасту из 20 % парафина; 10 % стеарина;3 % технического сала и 67 % микропорошка М50.
        Воскообразные и жидкие материалы смеши-вают и разогревают в водяной бане (или на небольшом огне). Затем в горячую массу заме-шивают сухие компоненты.
        Полировать металлические изделия можно химическим способом, т. е. погружением детали в ванну с полировальным раствором следующего состава:
        фосфорная кислота - 350 мл; азотная ки-слота - 50 мл; серная кислота - 100 мл; серно-кислая или азотнокислая медь - 0,5 г.
        Все кислоты - концентрированные, рабочая температура ванны 100-110 С. Время поли-ровки от 0,5 до 4 мин. При полировании выделяются ядовитые пары, поэтому ванна должна находиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе.
        Этот раствор хорошо полирует алюминий и его сплавы, пригоден он также для обра-ботки других металлов, однако рабочие усло-вия (время выдержки в ванне и температура раствора) должны подбираться опытным путем.

Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua