БЫСТРОХОДНАЯ ПРОМЫСЛОВАЯ МОТОЛОДКА
«Тунец» В. Крикунов КиЯ №2 1984


      При промышленном лове тунца в тропических районах Мирового океана промысловые суда снабжаются вспомогательными бортовыми катерами или быстроходными мотолодками. Задачей этих катеров, спускаемых на воду в районе промысла, является не собственно лов, а обнаружение, загон и удержание косяка рыб на месте до подхода тунцеловного сейнера, а также проведение различных впомогательных работ при замете сетей.

       Тунец—очень осторожная рыба, способная развивать большие скорости, а лов проводится при практически  постоянном волнении океана. Этим обусловлены особые требования к скорости, маневренным и мореходным качествам таких промысловых лодок. Поскольку лодка спускается на воду и поднимается грузоподъемными средствами тунцеловчого судна, это ограничивает как спусковой вес снаряженной лодки, так и ее размерения.
      Все эти требования должны были учитываться ЦКБ «Нептун» при создании такой мотолодки; строятся тунцеловные суда проекта 1348 на Киевском заводе «Ленинская кузница». Наиболее подходящими были признаны обводы типа глубокое V с килеватостью днища у транца 25° в сочетании с продольными реданами. Катера с такими обводами обладают высокими мореходными качествами, позволяющими эксплуатировать их на морской волне с минимальным снижением скорости. Именно на плавание на 3-балльной волне была рассчитана остойчивость лодки, ее высокий борт.
      Модельные испытания, проведенные в бассейне ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, позволили уточнить соотношения размерений и характеристики обводов, необходимую мощность двигателя для достижения скорости 75—80 км/ч. Натурные мореходные испытания самоходного макета в условиях 2-3-балльного волнения, проведенные перед постройкой опытного образца, подтвердили правильность выбора размерений и обводов корпуса.
      Выбор материала корпуса решался однозначно. Только стеклопластик мог удовлетворить высокие требования к эксплуатационным качествам лодки. Этот материал обладает коррозионной стойкостью в тропиках; корпус не нуждается в частой окраске; ремонт корпуса может быть выполнен силами команды на борту судна-носителя и т. н.
      Наружная обшивка подкреплена продольным и поперечным набором (применена смешанная его система) и жесткой конструкцией платформы, которая выклеена совместно с двумя бортовыми рундуками, нишами для бензобаков и центральным рундуком (на нем монтируется сиденье водителя). Это не только обеспечило необходимую прочность корпуса, но и упростило монтаж оборудования и эксплуатацию лодки.
Общее расположение мотолодки.
1 — резиновая дорожка;
2 — сиденье водителя;
3 — радиостанция;
4 — рым для подъема мотолодки;
5 — спасательный леер.

      Вклеенные в корпус блоки из пенопласта поддерживают лодку в полном грузу на плаву в случае полного ее затопления.
      Мотолодка «Тунец» рассчитана на установку подвесного мотора (или двух моторов) мощностью до 115 л. с. Она оборудована дистанционным управлением мотором и необходимыми приборами для контроля за работой двигателя. В комплект оборудования «Тунца» входят также средства радиосвязи с сейнером, спасательные средства и защитный шлем для водителя. Расположение ч конструкция оборудования рассчитаны на управление лодкой одним человеком. С места водителя можно легко дотянуться до любого предмета снабжения; под рукой у него органы управления, компас и микрофон, ничто не мешает хорошему круговому обзору.
      Для безопасности экипажа на палубе наклеены «нескользящие» участки из рифленой резины; на носовой палубе и "по бортам установлены жесткие релинги; снаружи вдоль бортов протянут спасательный линь. При подъеме и спуске мотолодки стропы закрепляют за три подъемных рыма, установленных на палубе.
      Корпус новой промысловой лодки сделан белым, а палуба и все оборудование кокпита — оранжевыми; эти цвета не только обеспечивают нарядный внешний вид мотолодки, но и облегчают обнаружение ее в открытом море. Черный привальный брус и резиновые дорожки на палубе служат удачным дополнением к общему архитектурно-художественному   решению.
      Опытный образец «Тунца» прошел межведомственные испытания. Первые мотолодки на головном судне уже испытаны непосредственно в процессе лова тунца, они хорошо себя зарекомендовали. В настоящее время организовано серийное производство таких мотолодок, которые комплектуются подвесными моторами «Эвинруд/Джонсон-115»  бельгийского производства.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Длина, м 4,62
Ширина, м 1,92
Высота борта, м 0,71
Спусковой вес, кг 750
Команда, чел 1
Мощность мотора, л.с. до 115
Скорость полного хода, км/ч 75-80

Подготовили: Александр Кондратюк, Андрей Кабанец


Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua