БЫСТРОХОДНАЯ ПРОМЫСЛОВАЯ МОТОЛОДКА
«Тунец» В. Крикунов КиЯ №2 1984 |
Тунец—очень осторожная рыба, способная развивать
большие скорости, а лов проводится при практически постоянном волнении океана. Этим обусловлены особые требования к скорости, маневренным и мореходным качествам таких промысловых лодок. Поскольку лодка спускается на воду и поднимается грузоподъемными средствами тунцеловчого судна, это ограничивает как спусковой вес снаряженной лодки, так и ее размерения.
Все эти требования должны были учитываться ЦКБ «Нептун» при создании такой мотолодки; строятся тунцеловные суда проекта 1348 на Киевском заводе
«Ленинская кузница». Наиболее подходящими были признаны обводы типа глубокое
V с килеватостью днища у транца 25° в сочетании с продольными реданами.
Катера с такими обводами обладают высокими мореходными качествами, позволяющими
эксплуатировать их на морской волне с минимальным снижением скорости. Именно
на плавание на 3-балльной волне была рассчитана остойчивость лодки, ее
высокий борт.
Модельные испытания, проведенные в бассейне ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, позволили уточнить соотношения размерений и характеристики обводов, необходимую мощность двигателя для достижения скорости 75—80 км/ч. Натурные мореходные
испытания самоходного макета в условиях 2-3-балльного волнения, проведенные
перед постройкой опытного образца, подтвердили правильность выбора размерений
и обводов корпуса.
Выбор материала корпуса решался однозначно. Только стеклопластик мог удовлетворить высокие требования к эксплуатационным качествам лодки. Этот
материал обладает коррозионной стойкостью в тропиках; корпус не нуждается
в частой окраске; ремонт корпуса может быть выполнен силами команды на
борту судна-носителя и т. н.
Наружная обшивка подкреплена продольным и поперечным набором (применена
смешанная его система) и жесткой конструкцией платформы, которая выклеена
совместно с двумя бортовыми рундуками, нишами для бензобаков и центральным
рундуком (на нем монтируется сиденье водителя). Это не только обеспечило
необходимую прочность корпуса, но и упростило монтаж оборудования и эксплуатацию
лодки.
Общее расположение мотолодки.
1 — резиновая дорожка;
2 — сиденье водителя;
3 — радиостанция;
4 — рым для подъема мотолодки;
5 — спасательный леер.
Вклеенные в корпус блоки из пенопласта поддерживают лодку в полном грузу на плаву в случае полного ее затопления.
Мотолодка «Тунец» рассчитана на установку подвесного мотора (или двух моторов) мощностью до 115 л. с. Она оборудована дистанционным управлением
мотором и необходимыми приборами для контроля за работой двигателя. В комплект
оборудования «Тунца» входят также средства радиосвязи с сейнером, спасательные
средства и защитный шлем для водителя. Расположение ч конструкция оборудования
рассчитаны на управление лодкой одним человеком. С места водителя можно
легко дотянуться до любого предмета снабжения; под рукой у него органы
управления, компас и микрофон, ничто не мешает хорошему круговому обзору.
Для безопасности экипажа на палубе наклеены «нескользящие» участки из рифленой резины; на носовой палубе и "по бортам установлены жесткие
релинги; снаружи вдоль бортов протянут спасательный линь. При подъеме и спуске мотолодки стропы закрепляют за три подъемных рыма, установленных на палубе.
Корпус новой промысловой лодки сделан белым, а палуба и все оборудование кокпита — оранжевыми; эти цвета не только обеспечивают нарядный внешний
вид мотолодки, но и облегчают обнаружение ее в открытом море. Черный привальный
брус и резиновые дорожки на палубе служат удачным дополнением к общему
архитектурно-художественному решению.
Опытный образец «Тунца» прошел межведомственные испытания. Первые мотолодки на головном судне уже испытаны непосредственно в процессе
лова тунца, они хорошо себя зарекомендовали. В настоящее время организовано
серийное производство таких мотолодок, которые комплектуются подвесными
моторами «Эвинруд/Джонсон-115» бельгийского производства.
Длина, м | 4,62 | |
Ширина, м | 1,92 | |
Высота борта, м | 0,71 | |
Спусковой вес, кг | 750 | |
Команда, чел | 1 | |
Мощность мотора, л.с. | до 115 | |
Скорость полного хода, км/ч | 75-80 |
Подготовили: Александр Кондратюк, Андрей Кабанец