ЛОВЛЯ НА НИМФУ И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ


При разговоре даже с опытными любителями ловли на мушку приходится удивляться тому, какие путаные представления сложились у них о методах ловли на нимфу. Они смешивают их с методами ловли на мокрую мушку, что в корне неверно. Беспечным людям может показаться, что от подобного утверждения отдает догматизмом, но если уж мы говорим о ловле на нимфу, то определенный пуризм представляется в данном случае уместным.

Мокрая мушка, это нежное наследие седой старины, должна как бы подражать утонувшему насекомому. По крайней мере, как признает классическое рыболовство на мушку, при ужении на искусственную нимфу имитируется плавающая или поднимающаяся для вылупливания личинка поденки. Но эти внешне четко очерченные рамки постоянно размываются из-за любви к экспериментам растущего числа вязальщиков мушек. Так что никого не должно удивлять появление образцов мушек, которые хотя и носят название нимф, но не заслуживают его. Здесь, видимо, фантазия их изобретателя принимает в расчет лишь прибыль за счет бумажника менее просвещенных.

Едва ли еще какую-нибудь искусственную мушку можно сделать проще и с такой малой затратой средств, как обычную, не очень-то привлекательную нимфу. Но не следует увлекаться и переносить внешнюю простоту этой мушки на технику классической ловли рыб на нимф. Потому что только здесь начинается высшая школа мастерства. Дело в том, что ни один другой раздел ловли нахлыстом не требует от обучающегося столько наблюдательности, способности проникновения в суть явлений и интуиции, как этот.

Каждый нахлыстовик оценивает место ловли по количеству кругов, которые вызывают поднимающиеся рыбы, независимо от того, где он находится: то ли на знакомом с давних пор родном водоеме, то ли на чужой реке. Если знакомый участок, в котором водится форель, в безотрадные, самые жаркие дни года часто неделями кажется вымершим, это нас не обеспокоит. Настанут и лучшие времена. Но на незнакомых водоемах первое впечатление может привести к обобщенному ложному выводу.

Конечно, я еще довольно долго буду вспоминать эпизод, происшедший ранним летом на Колпе, пограничной реке между Хорватией и Словенией. Колпа— это королевская хариусовая река, которая по сложности, без сомнения, превосходит восхваляемый и одновременно поносимый Унец. В то прохладное туманное пасмурное утро рыба вообще не поднималась. Если бы меня клятвенно не заверили в том, что это, хороший водоем, я бы посчитал, что рыбы здесь нет.

Но после примерно часа безнадежной ловли мой друг и спутник доктор Вольч сказал, что он, якобы, заметил еле заметную волну у поверхности воды. Через несколько секунд он привязал к обычному подлеску для ловли на сухую мушку весьма скудно намотанную нимфу, состоящую только из крючка и шерсти крота, и уже после первой попытки на удочке затрепыхался великолепный колпский хариус. Теперь мы были в курсе дела.

Даже если на воде не видно кругов, не надо так легко обманываться и считать, что у рыб перерыв в еде. Там, где условия на водоеме позволяют хорошо видеть в воде, можно в глубине заметить хариусов и форелей, виляющих плавниками, очевидно охваченных беспокойством. Они то и дело резко бросаются в сторону, или переворачиваются, или чуть приподнимаются за какой-нибудь добычей и захлопывают над ней отсвечивающую белым пасть. Этих страшно занятых обжор совершенно не волнует винегрет из плывущих поверху насекомых, потому что в это время они до отказа и даже больше набиваются нимфами, так что рыболову, вероятно, на несколько дней лучше совсем забыть о сухой мушке. Но зато теперь пробил час ловящего на нимфу.

Вы еще помните наше энтомологическое обозрение? Из него вы узнали, что некоторые виды нимф в поисках пищи двигаются вблизи дна и, как только их развитие закончится, всплывают вверх для превращения. Оба эти процесса надо инсценировать рыбам, которые иногда находятся в настоящем опьянении от обильной еды.

При классической ловле рыб на нимфу ее забрасывают вверх по течению. Вес приманки подбирают с учетом скорости течения и глубины воды. При этом методе она погружается на таком расстоянии от обнаруженной рыбы, чтобы мушку в глубине сносило как раз к нашей потенциальной добыче. Здесь читатель может полностью применить свои знания о ловле вверх по течению, почерпнутые им в главе “Как предлагать сухую мушку”, так как почти во всех случаях нахлыстовый шнур забрасывают дальше рыбы, занятой на дне нимфами.

В то время как опустившийся шнур приближается к рыболову, тот внимательно следит или за плавающей на поверхности частью подлеска или за концом нахлыстового шнура. Ни в коем случае на шнуре не должна появиться слабина, иначе рыболов потеряет контакт с мушкой. Как только он почувствует хотя бы только малейшее вздрагивание поводка или секундную задержку плывущего шнура, он должен незамедлительно подсечь. В этой ситуации умение отличить поклевку от обыкновенного зацепа—проявление высокой интуиции.

Многие специалисты по нимфам, в первую очередь в англосаксонских странах, ловят только замеченных ими рыб. Когда они обнаруживают “нимфующую” рыбу, то выполняют заброс в ее направлении с соответствующим запасом шнура и по течению пускают к ней нимфу. Как только светло поблескивающие челюсти сомкнутся над приманкой, они делают подсечку. Но лучше всего обследовать нимфой давно знакомые места или участки реки.

Другой очень успешный и, возможно, более простой метод заключается в всплывании искусственной нимфы. И здесь прицеливаются и бросают приманку к замеченной рыбе или при подозрении, что она имеется, прямо или наискосок против течения. При ловле замеченной рыбы наискосок против течения надо брать в расчет угол преломления воды. В действительности рыба стоит всегда немного дальше от рыболова, чем кажется. Когда нимфа погрузится и достигнет дна возле рыбы, мы легким подъемом удилища с одновременным подтягиванием шнура заставляем утонувшую нимфу подняться вверх. Такого же эффекта мы добиваемся при ловле наискосок и вверх по течению, если специально позволим шнуру немного бороздить. Подобно ее естественному прообразу, приманка легко и непринужденно всплывает к поверхности воды (рис. 51). Ясно, что нельзя овладеть этим методом в два счета, так как, особенно на быстрых участках, нужен навык. Конечно, и пропорции нимфы должны соответствовать, хотя бы приблизительно, пропорциям естественных личинок насекомых.

Способность искусственных нимф погружаться играет решающую роль. Эта способность достигается изготовителем мушки точно рассчитанным утяжелением приманки моточком медной или собственноручно изготовленной свинцовой проволоки. Но во время придания формы своим утяжеленным нимфам он должен следить за тем, чтобы его произведения не получились слишком толстыми. Если силуэт нимфы не будет соответствовать оригиналу, рыба, хотя и не обязательно откажется схватить приманку, но возьмет ее воротя нос и выплюнет чужеродное тело быстрее, чем рыболов выполнит подсечку.

Большая часть специалистов по нимфам после многочисленных попыток и проясняющих неудач, несомненно, вернется к довольно узко очерченному ассортименту нимф. Об этом можно прочитать как в новых, так и в старых работах ведущих английских авторов, пишущих о рыбной ловле: форма скорее тонкая, чем толстая, преобладающий цвет—коричневый, может быть, с тенденцией к желтоватому или оливковому. Гораздо важнее размер крючка или нимфы. Но склонившемуся над своей коробкой с мушками, гадающему и взвешивающему рыболову не всегда возможно составить представление о цвете и размере приманки с учетом очень живого, резвящегося в своей стихии населения нимф. Все должна прояснить пробная ловля. Потому что только вскрытый и проверенный на содержимое желудок рыбы сможет ответить нам на вопрос о выборе нимфы. Возьмите в руку содержимое желудка и осторожно проведите ею по воде, фильтруя его. Вы получите поучительные сведения об остатках пищи. Если рыболов носит с собой портативную лупу, то он получит самую достоверную информацию об интересующем его подводном меню своих плавниковых. Новичок лишь удивится тому, чего только не съедают иногда рыбы: и грубо отесанные домики ручейника, и обломанные вербные сережки, и даже коричневые от никотина окурки сигарет. Но в дни, когда рыба разборчива, на ладони не остается ничего, кроме нимф и их остатков. Если у рыболова есть наготове подходящий образец, он уже наполовину победитель.

Многие имеющиеся в продаже искусственные нимфы слишком короткие и пухлые. Как хорошо, когда умеешь сам их делать на верстаке в домашних условиях. Потому что их естественные прообразы, особенно виды Baetis и Ephemerella, довольно изящные существа, копии которых должны быть связаны на крючке с длинным цевьем. Помимо пробы из желудка полезное разъяснение о форме и общем виде поднимающихся для линьки нимф дают нам также плывущие по течению пустые оболочки личинок. Универсальные образцы у большинства рыболовов, ловящих на нимф, намотаны на крючки № 2,5 и 3,5. Но если вылупливаются так называемые микронимфы, то лучше, если крючок будет еще меньше. Голавль не будет иметь ничего против, если в ассортименте будут присутствовать несколько крупных нимф, размера 4 и 5.

Видите, здесь бывает всякое, даже если вы умеете ограничивать себя.

Тот, кто серьезно занимался энтомологией нахлыстовика, знает, что с языковой и научной точек зрения правильно называть нимфами только личинок поденок. Личинки ручейников, веснянок, ольхового листоеда и т. п. есть и остаются в языке просто личинками. Попытка обозначить их нимфами вызвала бы, по крайней мере у педантов, желание осуждающе нахмурить лоб. Это тонкое различие уловили и отметили в своих работах о ловле на нимф лишь очень немногие авторы. Но что правильно для живых прообразов, правильно и для имитаций. И если я не буду сейчас уделять внимание нимфам веснянок и т. д., то пусть читатель расценит это как попытку четко выражать свои мысли.

Если читателю не удается достигнуть желаемого успеха с традиционными нимфами, то мне хотелось бы порекомендовать ему в качестве альтернативы великолепный образец мушки—утяжеленную имитацию ручейника размером 2,5—4. Намотайте несколько образцов ручейника таким образом, как я описал это в энтомологическом обозрении. Для этих мушек достаточно одного мягкого пера, например с головы курицы или серой куропатки. Вместо брюшного оперения обмотайте цевье крючка свинцовой или медной проволочкой, которую можно дополнительно замаскировать шерстью. Такая приманка, если ее использовать как подтягиваемую мокрую мушку или в качестве нимфы, всегда хороша для сюрприза. И конечно, рыбы примут ее за какой-нибудь экземпляр целого ряда других личинок, например ручейника или ольхового листоеда, и схватят.

Значительную роль в наших стоячих и проточных водах играют гаммариды и бокоплавы, из которых для нас представляет интерес семейство гаммарусов. Эти существа часто держатся во впадинах под лежащими камнями, откуда быстро перебираются через открытые воды в другое убежище. Путешествие совершается с помощью довольно быстрых движений, которые выглядят несколько толчкообразными. Частенько они передвигаются боком по дну. Эти характерные признаки передвижения надо принимать в расчет при ловле на “бокоплава”, так как его естественный прообраз занимает как летом, так и зимой не последнее место в питании наших рыб. Поэтому не нужно удивляться, если помимо лососевых на имитацию бокоплавов будут снова и снова попадаться мирные рыбы.

Искусственных бокоплавов или мушек гаммаруса можно ограничить двумя природными образцами:

Gammarus pulex—от беловатого до зелено-желтого цвета, встречающийся только в проточных водах; его длина 15—20 мм— и Caringammarus rosellii—от серо-коричневого до желто-коричневого цвета. Его длина также 15—20 мм; его можно найти на каменистых берегах озер, где на него любят охотиться голавль, окунь и форель.

Для имитации бокоплава некоторые специалисты рекомендуют специальные горбатые крючки, у которых сильно изогнуто цевье. В целом он напоминает силуэт бокоплава. Лично я не советовал бы вам пользоваться такими крючками, и говорю это по собственному опыту. Их острие направлено прямо к ушку, что не обеспечивает надежной подсечки. Лучше возьмем не слишком сильно закаленные крючки для мушек и придадим им с помощью тисков и плоскогубцев необходимую выпуклую форму наподобие горба. Потом на слегка согнутое цевье намотаем соответствующее количество свинцовой или медной проволочки и укрепим на головке мушки пару усиков, например из конского волоса. После этого формируем с помощью шерстяной нити изогнутое, слегка веретенообразное тело и наматываем на него сверху петушиное перо. Торчащие со спины и с боков шерстинки отрезаем, чтобы волосатым и с ножками осталось только брюшко. Под конец по спине укладываем серый или коричневый сегмент пера куропатки, а оставшуюся часть удаляем ножницами. Завершающий узел пропитываем лаком, и мушка гаммаруса готова (рис. 52).

На эту мушку можно ловить как на нимфу вверх по течению. Но можно забрасывать ее и поперек, дать медленно плыть по течению и снова, не торопясь, подтягивать, складывая шнур в моток в виде восьмерки. При этом концом удилища имитируем характерный скачкообразный способ передвижения мушки. Рыболову нужно подумать и о том, что среда обитания гаммаридов простирается только до 2 м в глубину и что они гораздо чаще встречаются на мелких участках,

Если в течение рыболовного дня нахлыстовик хочет или вынужден перестроиться с сухой мушки на нимфу, потому что ни одна рыба больше не поднимается, то его подмывает, ради удобства или по незнанию, использовать для этой цели тот же подлесок, который он применял прежде. Но это не поможет решению задачи. Специально сделанный подлесок для нимф вследствие своего согласованного построения позволяет утяжеленной приманке тотчас погрузиться в воду и опуститься ко дну, так как он снабжен очень длинным и тонким поводком. Поэтому подлесок, применяемый для ловли на сухую мушку, совершенно не годится для ловли на нимфу. Если вы ловите рыбу на универсальные образцы с крючками № 2,5 и 3,5, то обычно достаточно поводка диаметром 0,2 мм. Но если приходится ловить на очень-очень маленьких нимф, то используйте поводки диаметром 0,16 мм или даже 0,12 мм. Если вы хотите ловить, например, с поводком диаметром 0,16 мм, следует укоротить длину отрезков с диаметрами 0,25 мм и 0,2 мм на 20 см каждый и привязать более тонкий поводок.

Диаметр лески, мм 0, 5 0,45 0,35 0,25 0,2
Длина отрезков, м 1,3 0,2 0,2 0,4 0,9

Я с удилищем длиной всего лишь 1,8 м встречал у воды людей, которые, вероятно от беспомощности, объясняли мне, что им пришлось отказаться от короткого удилища только потому, что они любят ловить рыбу с довольно длинным подлеском. Если у меня под рукой оказывалась нимфа, я на их глазах вытягивал с катушки подлесок длиной около 3 м и несколькими пробными забросами доказывал, что короткое удилище и длинный поводок вовсе не так уж плохи, когда умеешь забрасывать.

Оставим теперь круг тем классической ловли рыб на нимфу и отправимся на ее периферию. Если прежде удили только с плавающим шнуром, то сегодня любителю экспериментировать предоставляется вся палитра тонущих и частично тонущих нахлыстовых шнуров.

Пусть пуристам покажется кощунством ловля на нимфу с тонущим шнуром. Но для некоторых такая ловля может стать промежуточной остановкой на пути к классической ловле на нимфу, стоящей в отношении искусства и этики на одном уровне с ловлей на сухую мушку.

В водохранилищах и других глубоких водоемах быстро тонущий шнур часто предоставляет единственный шанс подступиться к стоящим на глубине рыбам. Таким требованиям отвечает тип Hi—D, крайне тонкий и тяжелый шнур, который из-за своего большого веса очень быстро погружается на дно. Ловить этим шнуром на нормальную нимфу бессмысленно. Ее протащит по дну водоема, и она где-нибудь непременно зацепится. Изготовитель мушек всегда может сделать несколько специальных образцов со вставками из волос, пробки и пенополистирола, которые придают нимфам необходимую плавучесть, чтобы те парили в соблазнительной близости ото дна.

Подобные типы мушек рекомендуются для всех довольно быстро тонущих шнуров, если сильное течение не удерживает их от погружения на дно. Ныне есть нахлыстовые шнуры с различной скоростью погружения—от очень медленного до крайне быстрого, так что здесь я могу указать только на средние величины.

Выбрать подходящий тонущий шнур должен сам нахлыстовик с учетом условий на водоеме и своих привычек. Медленно тонущими шнурами обследуют верхние и средние слои водоема, где ловят рыбу на тонущую или плавающую нимфу. Очень интересен шнур, у которого тонут только первые 3—5 м, а остальная часть плавает. Он известен под названиями Sink Tip, Sink Head или Sink Floating. Эти шнуры имеют торпедообразную форму и обозначаются WF. Все остальные тонущие шнуры можно приобрести и как DT — двойные конусные, и как WF — торпедообразные. Лично я предпочитаю двойные конусные шнуры, которые можно использовать с обоих концов и которые при падении на воду производят меньше шума. Однако посмотрим на рис. 53.

Обратимся к еще одному интересному типу нимф, который могут оценить немногие специалисты,— Emerger, что означает “всплывающая”. Ее забрасывают к питающимся рыбам, которые перенесли свою активность в прилегающие к поверхности слои, чтобы подбирать там созревших для превращения и всплывающих нимф. Каждый опытный нахлыстовик легко определяет период, когда рыбы отвергают сухих мушек, по легкому бурлению воды, возникающему у самой поверхности, хотя ярко выраженные круги не появляются. Рыбы на глазах у рыболова набивают себе желудки нимфами, а самая соблазнительная сухая мушка в это время удручающим образом остается ими незамеченной.

Тип Emerger —это полусухая нимфа, которая благодаря материалам, обеспечивающим ей плавучесть, висит в поверхностной пленке воды (рис. 54). Для ловли на эту необычную приманку можно использовать подлесок, применяемый для сухой мушки. Поклевку даже не слишком опытный рыболов узнает по вздувающейся воде перед концом плавающего шнура.